Казань, 18-21 декабря 2016 года
Атмосферу новогодней сказки вам подарит VIII Международный фестиваль-конкурс "Казанские узоры"!
Санкт-Петербург, 5-8 января 2017 года
XVI Международный конкурс "Вдохновение. Зима" – встречайте Рождество в Петербурге!
Великий Устюг, 22-25 января 2017 года
Получите подарок от Деда Мороза на Фестивале-конкурсе "Время Чудес"!
ПОИСК ФЕСТИВАЛЕЙ
Выберите интересующий вас город проведения фестиваля и/или сезон.

 

 

ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ
"Понравилось доброжелательное отношение к участникам конкурса и руководителям со стороны организаторов, закулисных работников. Отдельное спасибо ведущему (нам есть с чем сравнить!), ну и, конечно членам жюри (круглый стол). Понравилось, что все наши пожелания и просьбы были услышаны и выполнены".
Карпова Н. В. (ЗАТО п. Видяево, Мурманская область)
БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ ПИСЬМА

 

О театральном искусстве и современной молодежи (Светлана Юртайкина)

Мы побеседовали со Светланой Ивановной Юртайкиной, которая уже не один год является руководителем Отдела молодежных проектов Александринского театра. Она рассказала о продвижении театрального искусства в массы, увлечениях современной молодежи и своих новых масштабных проектах.
 
 Расскажите, как давно работает Отдел молодежных проектов Александринского театра и чем он занимается? Расскажите о своей работе начальника Отдела.
 
  В этом направлении театр работает очень давно. Еще в 2006 году была принята программа «Формирование молодежной зрительской аудитории и культурной театральной среды», которая была инициирована художественным руководителем театра Валерием Фокиным. Это предполагало с одной стороны создание молодежных проектов совместно с высшими учебными заведениями Санкт-Петербурга, где студенты могли проявить свою творческую активность, независимо от направления учебной деятельности, и в то же время происходило формирование новой зрительской аудитории театра. 
 
Уже десятый сезон ведется системная работа с молодежной аудиторией. Начиналось все с того, что мы со своими идеями стали выходить на разные вузы с тем, чтобы выявить интерес к театру среди преподавателей и студентов. Наряду с околотеатральными, условно говоря, мероприятиями, типа круглых столов по обсуждению спектаклей нашего репертуара, и, теми мероприятиями, в которых заинтересованы сами вузы, это мастер-классы, семинары, встречи с работниками театра, актерами, мы еще ведем серию просветительских проектов.
 
Студенты участвовали в открытии Года литературы на новой сцене нашего театра, неформальные поэтические сообщества перед началом церемонии в фойе театра сделали ряд перформансов, читали свои стихи, а студенты журфака брали интервью и делали репортажи с известными людьми города и т.д. Только за  последний год прошло ряд крупных интересных встреч, например: в рамках цикла «Повестка дня» с художественным руководителем Александринского театра Валерием Фокиным; с итальянскими актерами театра Стабиле ди Наполи и режиссером спектакля фестиваля «Александринский» «Вишневый сад» Лукой де Фуско; с актерами и режиссером спектакля «Сон в летнюю ночь»  знаменитого британского театра «Шекспировский Глобус;» с известным венгерским режиссером, художественным руководителем Национального Венгерского театра Аттилой Виднянским; с внуком Чарли Чаплина, с режиссером и хореографом спектакля  «Красный табак» Джеймсом Тьерри, сразу после окончания его спектакля  в зрительном зале исторической сцены театра.  Если бы в мои студенческие годы мне у меня была возможность общения с такими личностями, я была бы просто счастлива. При этом список этот можно еще долго продолжать.
 
 Насколько сильно влияют подобные программы на популяризацию театра среди молодежи?
 
 Исходя из опыта работы в этом направлении, скажу, что влияют. Студенты иногда признаются, что раньше театр не вызывал особого интереса. Считали, например, что Александринка – это скорее музей, как снаружи, так и внутри. Хотя мало, что знали о нем. Отпугивали и цены на билеты. С принятием программы молодежных проектов у студентов появилась возможность посещать спектакли Александринского театра по вполне приемлемым льготным ценам. (Сегодня посещаемость молодежью многих наших спектаклей достигает  60 %, а иногда и больше).
 
Участвуя в творческих встречах, зрительских и научных конференциях, в презентациях дипломных проектов, выставок, в мастер - классах и прочих программных событиях творческо-исследовательской части, посещая наши спектакли, студенты-зрители все больше и больше приближаются к театру. Некоторые спектакли вызывают противоречивые отзывы, что хорошо. Появляется желание и повод встретиться на обсуждении спектакля, задать вопросы его создателям, актерам, высказаться самим, услышать мнения других. Так постепенно театр открывался для них с новой стороны. Оказалось, современному молодому человеку можно интересно провести время в театре, и не только на спектаклях.
 
 Есть ли в планах новые, но пока нереализованные программы?
 
  Да, конечно. Часто новые формы взаимоотношений и предложения к сотрудничеству исходят от самих студентов и преподавателей. Так по инициативе студентов и преподавателей ИНЖЭКОНА(тогда он так еще назывался)  появилась на базе театра серия деловых игр для ф-тов PR  и журналистики разных вузов, очень интересные проекты по нашим репертуарным спектаклям появились и мне понравилось, как ребята, порой даже не знакомые с нашим театром глубоко вникали в идею автора спектакля, в сложности проката, прогнозировали мотивацию неких сегментов зрительской аудитории. Это очень интересно. Это нестандартный взгляд на театр со стороны.
 
Также за это время есть сложились уже крепкие дружественные отношения с нашими постоянными  партнерами, появляются новые, с каждым сезоном все меняется. Сейчас нам интересна аудитория еще более молодого поколения – колледжи. И есть ряд проектов, связанных именно с ними. А такой наш давний партнер, как Высшая школа экономики (совместная деятельность с ними началась еще 8 лет назад) в этом сезоне начинает новую деятельность в рамках программы «АРТ-платформа», с целью более активного вовлечения студентов в культурное пространство города, и сейчас мы совместными усилиями разрабатываем целый ряд совместных акций, встреч, семинаров. Вообще интересно и приятно общаться с молодежью, открытой для всего нового,  с широким кругом интересов.
 
  Как вы оцениваете нынешнее положение российских и петербургских театров в частности? Насколько они популярны, сложно ли работать в финансовом и творческом плане, какие зрители чаще посещают спектакли (например, возраст и соц. статус)?
 
  Не хочу давать оценку современному театральному процессу, для этого надо задаться целью проанализировать все составляющие этого процесса, чтобы не быть голословной, изучить экономические показатели, социальную структуру публики и т.д. 
 
Понятно, что время идет, театр неизбежно движется вместе со всеми глобальными переменами. Если театр будет архаичным и оторванным от современности – это мертвый и никому не нужный театр, если, наоборот, все поставлено на то, чем бы  удивить, как бы еще более эпатировать публику, привлечь ее внимание чем-то сногсшибательным, вряд ли это приведет к популярности театра, как искусства.
 
Если говорить в целом, то сейчас порой границы театральной культуры настолько размыты, что иногда невозможно это назвать театром, а если еще не понятно во имя чего, зрители это сразу чувствуют и, наоборот, теряют интерес. О предназначении театра емко и лаконично написано еще в 17 веке «отцом русского театра», А.П. Сумароковым, (основоположник и создатель первого профессионального театра в России): «Принудить чувствовать чужие нам напасти и к добродетели направить наши страсти».  Мне кажется, этим все сказано, и если театр не созвучен этой цели, то вряд ли его можно так называть. Что касается нашего театра, то, на мой взгляд, в репертуаре театра на сегодняшний день соблюдается этот баланс между новаторством и настоящим предназначением театра, спектакли вызывают уважение у зрителей, несмотря на то, что много противоречивых отзывов, о чем я уже говорила, и это тоже хорошо. 
 
Есть у нас и новая экспериментальная площадка наша новая сцена, где происходит очень  много культурных событий и в том числе провокационные экспериментальные постановки, режиссерские поиски.
 
 
 Что вы могли бы посоветовать или пожелать молодым людям, которые в будущем хотят избрать искусство своей профессией ( речь не только о театральной деятельности)?
 
  Если человек занимается творчеством, независимо от того, в какой именно сфере, он получает возможность саморазвития, что важно для человека в любом возрасте, тем более в молодом. Чем шире кругозор, чем с большим количеством культурных явлений встречается  человек, в литературе, в музыке, в изобразительном искусстве, в театре, в кино и т.д., тем он шире смотрит на жизнь и тем интереснее сама жизнь. Это как новое измерение в пространстве. Не в качестве совета, а в качестве пожелания, хотела бы призвать молодых людей быть открытыми к разным явлениям искусства, к познанию, к размышлениям, к общению с интересными творческими личностями, к преодолению шаблонов восприятия. 
 
 Какой совет с профессиональной точки зрения можно дать детям, которые только начали заниматься в театре?
 
  Театр, на мой взгляд, открывает большие горизонты перед человеком,  это и познание жизни и самопознание. Театр не только отражает жизнь, болевые точки современного времени, вечные вопросы всех времен и народов, театр дает огромный человеческий опыт через наше личное включение в ситуацию героя, или исторической эпохи… Причем не так важно с той или с другой стороны рампы ты находишься, главное то, насколько ты можешь и готов воспринять окружающее.
 
Не спорю, что есть спектакли разрушительные для психики и даже вредные для здоровья, но здесь надо учиться быть избирательным и не наполнять себя чем попало, тем более, что право выбора будь ты зрителем или актером театральной студии, всегда существует. В общем, призываю к самостоятельности мышления.  Вряд ли у профессионального актера остается полная свобода выбора, но если человек чувствует, что это его призвание, то здесь уже остается положиться только на судьбу и верить в то, что жизнь приведет  туда, к чему устремлены твои помыслы, твои приоритеты, твой духовный камертон.