Казань, 18-21 декабря 2016 года
Атмосферу новогодней сказки вам подарит VIII Международный фестиваль-конкурс "Казанские узоры"!
Санкт-Петербург, 5-8 января 2017 года
XVI Международный конкурс "Вдохновение. Зима" – встречайте Рождество в Петербурге!
Великий Устюг, 22-25 января 2017 года
Получите подарок от Деда Мороза на Фестивале-конкурсе "Время Чудес"!
ПОИСК ФЕСТИВАЛЕЙ
Выберите интересующий вас город проведения фестиваля и/или сезон.

 

 

ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ
"Нам понравилось абсолютно все: организация самого конкурса и нашего досуга и компетентность жюри, что нередко на многих конкурсах оставляет желать лучшего. Хочется пожелать фестивалю существовать как можно дольше и открывать как можно больше талантливых ребятишек".
ОАТ "Элегия", г. Уфа
БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ ПИСЬМА

 

Участие в конкурсах необходимо и педагогам (Ариадна Карягина)

Героем нашей, теперь уже постоянной рубрики, на этот раз стал один из ведущих педагогов по вокалу в Санкт-Петербурге Ариадна Владимировна Карягина. Она является заведующей отделением эстрадного пения Санкт-Петербургского Музыкального Колледжа им. М. П. Мусоргского, колесит по стране с авторскими семинарами для своих коллег. В числе ее учеников десятки юных дарований, а за плечами многолетний опыт работы на профессональной сцене и сочинения собственных песен. Ариадна Владимировна поделилась с нами интересными фактами из своей жизни и соображениями по поводу участия в конкурсах.
 
 
- Когда вы начали петь и впервые выступили на сцене? 
 
 
 
Я  из очень музыкальной семьи. Это в какой-то степени предопределило выбор моей  профессии, поскольку занятия музыкой были неотъемлемой частью жизни с самого детства.  Мой исполнительский музыкальный опыт очень разнообразен и интересен, и,  кроме того,  всегда было желание что-то сочинять.
 
После музыкального училища я поступила в консерваторию на факультет музыковедения. Сначала хотела на композиторский, но не прошла.  И нисколько об этом не пожалела. Тогда же я случайно попала на джазовый концерт и «заболела» этой музыкой. Уже учась в консерватории, я стала практиковать как джазовая певица. Вот тут мои композиторские задатки и пригодились, поскольку джаз предполагает импровизацию, а, как известно, импровизация это высшая форма композиции. 
 
Кстати, занятия композицией мне пригодились не только в «сочинении» импровизаций. Сейчас я провожу мастер-класс, который называется «Как сочинить песню и спеть ее своим голосом». Этот мастер-класс для тех вокалистов, кто имеет желание разнообразить свой репертуар, включая в него авторские  песни и композиции.
 
С освоением и исполнением джаза много лет назад было совсем непросто. Тогда (конец 80-х) страна еще фактически была закрыта для проникновения «западной» музыки. Ассортимент грампластинок и записей определенных жанров был ограничен.  Это сейчас можно зайти на YouTube и послушать любую песню в тысяче разных вариантов. Мы обменивались пластинками между собой, слушали радиопередачу «Голос Америки» и использовали все возможности послушать больше джаза. 
 
 
 
 
- Что сподвигло вас пойти преподавать? 
 
 
 
- Когда я закончила консерваторию  в музыкальном училище им. М.П. Мусоргского  как раз открыли отделение эстрадного пения и меня пригласили на должность преподавателя. Наше училище было  первым государственным учебным заведением в городе, где выпускникам стали присваивать  квалификацию солиста-вокалиста. Преподавателей эстрадного (джазового) пения тогда в городе  тоже не готовили.  Опыта у меня не было, но мне всегда было очень интересно изучать певческий голос и процессы в организме поющего человека. Хотелось познать, что сделать, чтобы петь громко, часто, высоко и долго,  но не уставать и т. д. Мои первые студенты были моего возраста, а то и чуть постарше. С самых первых уроков я поняла, что нужно работать серьезно и вдумчиво, находя к каждому ученику индивидуальный подход. И вот я здесь уже 26 лет. 
 
 
В тогдашних учебных программах было прописано, что петь на английском языке на занятиях нельзя! Исключение делалось только для джазовой классики. Не было фонограмм, мы работали с концертмейстерами, которые играли «по слуху», т к приходилось «снимать» аккомпанемент.
 
 
 
- Скажите, не было ли у ваших учеников проблем с иностранными языками? Ведь чаще в школах изучали немецкий, например. 
 
 
 
- Проблемы есть всегда. Я сама в школе учила немецкий, а когда столкнулась с джазовой классикой, пришлось осваивать английский. Сначала слушаешь, пытаешься копировать фонетическое звучание. Некоторые певцы  иногда писали друг другу тексты русскими буквами, кто-то пел «на рыбе» т. е. подражая настоящему языку какими-то несуществующими словами. Мы считали, что нам очень  повезло, если нам попадался «фирменная» пластинка и в ней оказывался  вкладыш с текстами песен. А если текста не было, то приходилось обращаться к человеку, который хорошо знал английский,  и он на слух «снимал» текст.
 
Я к чему это говорю: не важно, какой язык ты изучал когда-то. Есть люди, которые любят петь французский шансон. И они могут при желании освоить язык хотя бы в диапазоне тех песен, которые они знают. Естественно, надо понимать значение слов, делать перевод текстов, чтобы придавать исполнению верную  эмоциональную окраску и смысл. Самые талантливые вокалисты обладают особым фонетическим вокальным слухом, и могут произношение натренировать.
 
 
 
- Расскажите о вашей вокальной методике «Возвращение к голосу». 
 
 
 
- О ней можно говорить очень долго, поскольку в нее я вложила и продолжаю вкладывать весь свой опыт и желание сделать обучение пению эффективным. А критерий эффективности – это добиваться большего результата наименьшими усилиями.
 
 
Переводя это в вокальную «кухню», я всегда ставлю цель: человек должен петь долго, громко, высоко и без ущерба для голоса. Допустим, человек может петь высоко и громко, 3 часа, например, но со временем голос устает и он может делать это не три раза в неделю, а один. Один параметр эффективности снижается. Эффективная методика помогает максимально приближаться ко всем показателям и получать к тому же замечательный художественный результат.
 
 
Также в своей деятельности мне приходится  заниматься коррекцией голосового аппарата. Это работа связана с   восстановлением  голоса , например, после удаления узелков на связках или после переутомления. Таким певцам  необходимо помогать очень внимательно и осторожно. Используя свои наработки,   я стремлюсь  привести певца  к его природным механизмам звукоизвлечения и к его естественному тембру.
 
 
Еще одна сфера моей деятельности – гештальтпсихология. Я получила второе высшее образование в этой области и написала диплом о гештальт подходе к работе с певцами. В ней речь идет не только о сбоях в голосе из-за нервных срывов или волнения. У людей бывает и  плохая мышечная координация мышц, которая тоже мешает певцу быть эффективным. 
 
 
На начальных этапах работы с учеником я, как правило, не использую общеупотребимые распевки/ Упражнения для развития голоса, которые мы делаем, просты, но полезны. Некоторые упражнения могут показаться ученику смешными, забавными. Но их эффективность от этого не уменьшается. Как результат – ученик замечает, что он может  распеваться не сорок минут, а пятнадцать. 
 
 
Свою методику я передаю очень большому количеству других педагогов, провожу обучающие семинары для преподавателей вокала по всей стране. 
 
 
 
- Расскажите о своей не преподавательской деятельности, творческих проектах. 
 
 
 
- Последние два года я не выступаю из-за занятости в других сферах жизни. Надеюсь, это временно. Но раньше было много проектов. Один из них – «Ариадна и «параллельные голоса. Голос, аккордеон и кларнет исполняют  материал, в котором некоторые пьесы основаны на фольклоре, другие  - это то, что сочинила я для этого состава.
 
 
Еще был ансамбль, который просуществовал лет семь. Мы исполняли сефардскую музыку. Сефарды – это евреи, которые жили в Испании до 1492 года. Потом они рассеялись по всему миру, а музыка стала очень интересным «сплавом», исполняется она  на смеси староиспанского и иврита, этот язык называется ладино. 
 
 
 
- Вы были членом жюри на многих вокальных конкурсах или фестивалях. Это положительный опыт или наоборот? 
 
 
 
- Разный. Конкурсы ведь разные бывают. Это и от организаторов зависит.  Есть те, с кем приятно работать, регламент соблюден, с документацией все в порядке. В  сфере организации конкурсов-фестивалей  выигрывает тот, кто следит за мелочами вроде указания авторов песен и хронометража, кто  относится к участникам с уважением.
 
 
 
- Как вы думаете, конкурсы полезны для участников: певцов, музыкантов и т. д.?
 
 
 
- Конечно! При подготовке к конкурсу человек мобилизуется. Конкурс - это отличная возможность сконцентрироваться, выйти на сцену и выразить себя. Иногда выступить на конкурсе бывает сложнее, чем спеть сольный концерт. На сольном концерте можно позволить себе «раскачаться» ко второй-третьей песне, на конкурсе песня может быть всего одна и надо успеть проявить все свои возможности. Ведь это конкурс!
 
 
Есть и другая сторона медали. Некоторые руководители считают, что конкурс это  способ «обкатать» ученика, научить его стоять на сцене. Я думаю, что если ученик неопытен, то лучше давать ему такие «уроки» поначалу на каких-то учебных или «домашних» концертах. 
 
 
Кстати, участие в конкурсах необходимо и для самих педагогов.  Если ученик стал лауреатом или дипломантом конкурса, то это может быть подтверждением квалификации преподавателя. Поэтому я, сидя в жюри, часто прошу организаторов конкурса находить возможности поощрять педагогов. Ведь им это действительно нужно, к тому же, они этого заслуживают.
 
 
В заключении могу сказать, что надо всегда продолжать учиться, расширять свои творческие возможности и свою зону комфорта, участвуя в конкурсах в том числе. И не стоит забывать, что нет ни одного навыка, который никогда бы ни пригодился. Любая работа, сделанная хорошо, никогда не бывает лишней.